Положение о безотметточном обучении в 1 классе 2023-2024

Муницитrальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразователъная школа с.Мичуринское
имени Владимира Клавдиевича Арсенъева
Хабаровского
ального района
принято

на Педагогическом совете
(Протокол от 28.03.2024 J\Ъ 5)

школы Ns 50

,Ю.Ахмолина

э

lill

t

*
*

ПОЛОЖВНИЕ
О

беЗотметочном обучении и системе оценивания учебных достижений
обучающихся l-x классов

1.

-

общие положения

Настоящее Положение рЕLзработано в соответствии с:
Федеральным законом от 29.\22012 N9 27з-ФЗ коб образовании
1.1 ,

Федерации>;

в

Российской

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. ]ф 28 кОб утверждении СП 2.4. З648-20 кСанитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи>;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.202| М 2 кОб утверждеции санитарных правил СП I.2.З685-21, кГигиенические
нормативы и требовапия к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека

факторов среды обитания>;
- Приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 г. J\Ъ286 <Об утверждении фелерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования>;
- Информационным письмом кО системе оценивания учебных достижений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях,
участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего
образования> М 13-51-120/13 от 03,0б.2003 г.
- Уставом школы.

|.2. Настоящее Положение регламентирует порядок оценивания достижений

предметных и м9тапредметных планируемых результатов при текущем и итоговом
контроле обучающихся 1-х классов МБОУ СОШ с.Мичурнское им.В,К.Арсеньева в течение
учебного года.
1.З. Щелью данного Положения является создание благоприятных условий для
адаптации ребенка в условиях ФГОС к школе, обеспечивающих его дальнейшее
благополучное развитие, обучение и воспитание, совершенствование способов оценивания
учебных достижений в начальной школе.
2. Задачи:

- личностно ориентированное взаимодействие учителя и детей;

- ориентировка педагогической оценки на относительные покЕватели детской успешности
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями);
- учет иIIдивидуЕlльных способностей детей;
- развитие сttмостоятельности и активности детей;
- формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся,

3. Организация системы оценивания учебных достиrкений младших
школьников в условиях безотметочного обучения в соответствии с ФГОС
3.1. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оченивания, Не
допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку

(звездочки и пр.). .Щопускается лишь словесная объяснительнfuI оценка. При неправильном
ответе ученика запрещается говорить (не думал)), (неверно>, лучше обходиться репликами
(ты так думаешь>, ((это твое мнение> и т.д.
З.2. Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества
школьников, своеобразие их психических процессов (особенности п€lмяти, внимания,
восприятия, темп деятельности и др,).
3.3. Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка
(даже неудачнм) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое
проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски.
Поощрять, не боясь rrерехвалить. Учить детей осуществлять сЕlмоконтроль: сравнивать
свою работу с образцом, находить ошибки устанавливать их причины, самому вносить
исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися
должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и рilзвитию сап,Iооценки.
Оценивание должно быть направлено на эффективное обучение ребенка,
3,4, В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не
проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года; в день
можно проводить не более одной контрольной работы.
3,5, При обучении чтению категорически запрещается проверка скорости чтения в
течение всего первого года и определения средней скорости по кJIассу. ,Щинамику
формирования навыка чтения можно проанализировать, сравниваJI скорость чтения одного
и того же ребенка в течение учебного года, не сравниваjI со скоростью других детей.
3.6. В первом классе домашнее задапие носит рекомепдательный характер, при этом
продолжительность выполнения домашних заданий не должна превышать 1 час
(таблица 6,6 СанПиН 1.2.З685-21
3.7. Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного
года.
3.8. В 1_х классах в течение учебного года система контроля и оценки строится на
содержательно-оценочной основе использования отметок.

4. Контроль и оценка уровIIя сформированности метапредметных реЗУльтаТОВ

обучающихся
4.1, Содержательный контроль и оценка обучающихся направлены на выяВление
индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от
года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов обучающихся за
текущий и предыдущий периоды.
4.2, Основными пок€вателями развития обучающихся явJUIются
:

- сформированность учебно-познавательного

_

интереса;

сформированность основных ценностных ориентиров, которые

опреДеЛЯЮТ

мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;
- сформированность общеучебных умений, способность определять границы своего
знания-незнания;
- сформированность учебных действий самоконтроля и саIuооценки как индивидуальньD(
способностей субъекта учебной деятельности;
- способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми
усJIовиями учебной задачи;
- самостоЯтельностЬ суждений, критичноСть пО отношениЮ к своим и чужим действиям,
способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.
,Щинамика развития обучающихся фиксируется учителем на осноВе иТОГОВЫХ
проверочных работ.

5. Контроль и оценка уровня сформированности предметньш результатов

обучающихся

5.1. Содержательный контролЬ И оценка

предусматривает вьUIвление

индивидуальной динамики усвоения ребёнком знаний и умений по учебным предметам и
не допускает сравнения его с другими детьми.
5,2, Щля отслеживания уровня усвоений знаний и умений используются стартовые
и итоговые проверочные работЫ, СаIvIОПРоверка сформированности навыков чтения.
5.3. Стартовая работа проводится в начале учебного года и определяет актуальный
уровень знаний обучающихся, необходимый для продолжения обучения. На основе
полученнЫх данныХ учителЬ организует коррекцИонно-дифференцированную рабоry.
5,4. Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного
материала во время его изучения.
5.5. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее
значимых тем программы. Тестовые работы по математике, русскому языку включают
задания, на11равленные на проверку пооперационного состава действия, которьш
необходимо овладеть в рамках данной учебной темы, Самопроверка навыков чтения
осуществляется не реже двух раз за год.
5.6. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года.
5.1, Качественная характеристика достижения предметных результатов
составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной сап{ооценки
ученика.
5.8. Количественн€ш характеристика достижения предметных результатов
определяется на основе результатов проверочных работ по предмету. Все виды контрольнооценочных работ по учебным предмеТrllvl ОЦеНиваются в процентном соотношении к
максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
5.9. Прочентное соотношение оценочных суждений при определении уровня
овладения знаниями, умениями и навыками:
оптимальный уровень - 100-80%;
допустимый уровень - 7 9 -65%;
критический уровень - 64-50Yо;
уровень ниже допустимого - менее 500/о,

5.10. Итоговый результат усвоения предмета оtrределяется в конце учебного года
на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем програN{мы иитоговой
контрольной работы по предмету.
6. Ведение
б. 1.

документации

Щокументация учителя:

6.1,1. По каждому предмету составляется рабочая программа на год, KoTop€uI
является основой планирования педагогической деятельности учителя.
6.1.2. Классный журнаJI является главным документом учителя и заполняется
соответственно программе. Отметки в 1 классе в классный журн€lп не выставляются.
6.1.3.,Щля того, чтобы правильно оценить работу каждого ученика в конце года,
учитель ведёт систематический учёт достижений результатов, которые прописаны в
программе по каждому учебному предмету.
6.|.4, В конце учебного года учитель лредставляет анаJIиз своей педагогической
деятельности, учитыв€UI следующее :
- динамику развития учащихся за учебный период;
- уровень усвоения учащимися знаний и умений по ocHoBHbIM темам;
- уровень сформированности основных компонентов учебной деятельности учащихся;
- сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трулностей.
6.2. .Щокументация обучающихся:
.Щля выполЕения итоговой контрольной работы вводятся специаJIьные тетради
(листы), которые выдаются учащимся для выполнения контрольных работ.
6.3. Администрация школы:
6.З.1. В своей деятельности администрация школы использует для анализа все
необходимые материалы учителей и обучающихся (классный журнал, содержательный
анаJIиз педагогической деятельности учителя за год, анализ проверочЕых и контрольных

работ, тетради учащихся) для создания целостной картины учебно-воспитательного
процесса в начаJIьной школе.

материалы, получаемые от участников учебного процесса,
администрация классифицирует, используя информационные технологии, с целью

6.З,2,

Все

определения динаti4ики в развитии и образовании обучающихся в течение первого класса.
итогам года на основе получаемых матери€rлов
6,З.3,
учителеЙ
администрация проводит анализ работы педагогического коллектива, определяя
"проблемные" места, достижения и трудности, как обучающихся, так и учителеЙ, и на их
основе определяет стратегические задачи на последующий год обучения.

По

от

Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
7.1. Между учителями, обучающимися, их родителями и администрациеЙ школы в
рамках безотметочного обучения необходимо строить равноправное сотрудничество.
7.

Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку
своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного
субъекта деятельности другим.
7 .2. Праваи обязанности обучающихся.
7.2.1. Учащиеся имеют право:
- на собственную оценку своих достижений и трулностей;
- на оценку своей работы учителем;
- на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
- на оценку проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
- на ошибку и время для ее ликвидации;
- на участие в разработке критериев оценивания своей работы;
- на предоставление и публичную защиту результатов своей деятельности.
7 .2.2. Обучающиеся обязаны:
- по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебноЙ работе;
- осваивать способы осуществления контроля и оценки;

- иметь тетради, в которых отражается контрольно-оценочнаJI деятельность ученика.

7.3. Права и обязанности учителя.
7.З.L Учитель имеет право:
- иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся;

,

самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных достижений
обучающихся.
7.З.2. Учитель обязан:
- соблюдать основные Положения о безотметочном обучении;
- соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучаюЩихся;
- работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки;
- оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, Ео также уровенЬ рtВвития
и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощЬЮ
способов качественного оценивания;
- фиксировать динамику рЕввития и обученности ученика только относиТелЬнО еГО
собственных возможностей и достижений;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
7.4. Права и обязанности родителей
7 .4.|, Родитель имеет право:
_ иметь информачию о принципах и способах оценивания достижений в школе;
- на получение достоверной информацию об успехах и достижениях своего ребенКа;
- получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и ТРУДНОСТеЙ
в обучении своего ребенка.
7 .4.2. Родитель обязан:
- информировать учителrI о возможных трудностях и проблемах ребенка, с кОТорымИ
родитель стаJIкивается в домашних условиях;
- 11осещаТь родитеЛьские собрания, на которых проводится просветительскtlя работа по
оказанию помощи в образовании их детей.
8. Ответственность сторон

8,1. Несоблюдение субъектами образовательного процесса отдельных пунктов
данного Положения может повлечь за собой невыполнение основной задачи начальной

- становления учебной самостоятельности (умения учиться) младших школьников.
8.2. При нарУшениИ основныХ принципоВ безотметОчного обучения одной из
стороН учебно-вОспитательногО процесса ДругаrI сторона имеет право обратиться к
администрации школы с целью защиты своих прав В установленном Уставом школы
школы

порядке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».