Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- профессиональное просвещение;
- профессиональная диагностика;
- профессиональная консультация и др.
Единая модель профориентации
Весной 2023 года Минпросвещения России объявило о разработке единой модели профориентации для школьников, направленной на учащихся 6–11 классов. Единая модель призвана систематизировать занятия по профориентации в разных регионах и школах, помочь выпускникам определиться с выбором высшего или среднего учебного заведения для поступления и, в конечном итоге, способствовать развитию рынка труда и ускорению экономического роста России. В конце июня глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил о том, что новая система профориентации появится в школах уже в 2023/2024 учебном году.
Уроки по профориентации, которые появятся в расписании школьников в новом учебном году, — это лишь часть единой профориентационной модели. Вообще же она включает в себя 7 направлений:
- Профильные классы, например, инженерные, медицинские, IT, предпринимательские и т. п.
- Дополнительные материалы по школьным предметам, например, по физике, химии, математике.
- Воспитательная работа — экскурсии на производство, лекции, выставки, ярмарки, дни открытых дверей в колледжах и вузах и т. п.
- Дополнительные занятия с учетом склонностей школьников.
- Профильное обучение по определенным специальностям.
- Родительские собрания.
- Уроки, классные часы, дискуссии, консультации психолога и другие мероприятия по профориентации.
Каждая школа может выбрать, на каком уровне реализовать новую профориентационную модель, исходя из своих возможностей и приоритетов.
Всего есть три уровня:
- базовый предполагает от 40 академических часов профориентационных занятий за учебный год
- основной — от 60 часов
- продвинутый — от 80 часов за год
Предполагается, что в работу по профориентации включатся не только педагоги, но и родители учеников, представители вузов и компаний-работодателей.
Что известно об уроках профориентации
Цикл занятий по профориентации получил название «Россия — мои горизонты». Курс состоит из 34 уроков, которые будут проходить каждый четверг у учеников 6–11 классов. Узнать расписание, темы и содержание занятий можно на сайте проекта «Билет в будущее».
Содержание уроков профориентации адаптировано под особенности разных возрастных групп учеников. Так, в 6–7 классах детей знакомят с разнообразием профессий, разговаривают с ними о важности труда. В 8–9 классах ученики ближе знакомятся с востребованными специальностями, а в 10–11 классах выпускникам помогают выбрать направление для дальнейшего обучения, определиться с предметами для сдачи ЕГЭ, поступить в вуз и сделать первые шаги в карьере. Кроме того, есть отдельные программы для детей с ограниченными возможностями.
Уроки содержат интерактивные элементы — вопросы для размышления, тесты и опросы, профориентационные кейсы для разбора в классе. Преподаватели могут использовать на занятиях видеоматериалы и задания, которые подготовило Минпросвещения. На некоторых занятиях ученики смогут примерить профессию на себя — попробовать решить реальные задачи, с которыми сталкивается специалист на работе. Также дети будут проходить диагностику, которая поможет выявить склонности к той или иной профессиональной сфере.
Кто будет вести уроки профориентации в школе
Согласно методическим рекомендациям, опубликованным на сайте Минпросвещения, педагогом-навигатором, то есть человеком, отвечающим за профориентацию учеников, может стать любой учитель, прошедший программу повышения квалификации по профориентационной работе. То есть, вести уроки, скорее всего, будут учителя, которые уже работают в школе. Полный комплекс профориентационной деятельности, задуманный Министерством, предполагает также участие школьных психологов, карьерных консультантов и других специалистов.