-,. Рассмотрено на заседании педагогического соВеТа Протокол Ns от MB,DY дн 1 к_З0_)_августа_202З Мичуринское года Ю. Ахмолина положение о проверке техники чтени яв1 1. классах Общие положения 1.1. Положение о проверке техники чтения в 1-4 классах разработано в соответствии с Федеральным Законом коб образовании в Российской Федерации), Уставом школы. 1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проВеДения проверки техники чтения в 1-4 классах МБоУ соШ с. Мичуринское им. В.К. Арсеньева , обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе. 1.3 Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков. 1,4 Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы. 2. Щели и задачи Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информачии о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения. 2.2, Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучаюrrlихся умений и 2,|. навыков, связанньж с читательской деятельностью: - темп чтения, при котором осознается текст; - навык осознанного чтения в определенном темпе, - чтение без ошибок. 2.3 Провеление проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год: - в начале года (вводный контроль); - в декабре (текущий контроль); - в конце года (итоговый контроль). 3. Требования к уровню сформированности Способ чтения Правильность - навыка чтения чтение целыми словами; чтения чтение незнакомого текста с соблюДениеМ норМ литературного произношения, Скорость чтения - устаноВка на нормrшьный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст; установка на постепенное увеличение скорости чтения. 4. Классификация ошибок, влияющих на сниженIIе от]чtетки: ошчбкtt искажениЯ читаемыХ слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов); неправильная постановка ударений (более двух); чтение всего текста без смысловых пауз. нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; непонимание обrцего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного, нарушение при пересказе последовательности событий в произведении; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности. Нес)очепlьt: - не более двух неправильных уларений; отдельные нарушения смысловых пауз. темпа и четкости произношения слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время. немного превышающее установленное; неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточнzUI выразительность при передаче характера персонажа. 5.нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-4 классах. Класс 1 на начало года l5 (20 не менее l0 25) слов в минуту - кл. gа2 - менее 25слов 2 K.r. наЗна4 на 5 - менее25-З4слов менее 35-45 слова от 45 слов gа2 менее 40 слов наЗ- 40-54слова на4 - 55-70 слов на5- от70слов на2 менее 65 слов наЗ- 65-74слов на4 - 75-90 слова от 90 слов на 5 - 3 кл. - ,l кл. на конец I полугодия - - - менее 25 слов на3- 25-З9слов на2 на4 - 40-55 слова - от 55 слов на2 - менее 40 слов наЗ- 45-59слов на4 - 60-75 слов на 5 - от 75 слов на2 - менее 70 слов на3- 70-84 слова на4- 85-100 слова от 100 слов на 5 на 5 - на конец II полуголия на2 - на4 - на3на2 - на 5 на3- менее 25слов менее25-З5слов менее З6-45 слова от 45 слов на2 - на4 на 5 на3на4 на 5 - менее 40 слов 40-54слова 55-70слов от 70 слов менее 60 слов 60-74слов 75-90 слова от 90 слов - на <<2>> на <З> на к4> на <5> - менее 90 слов 90-104 слов l05-120 слов |20 и более 1 класс: оценка не ставится. ученик (справился) или (не справиЛся). В I ПОЛУГОДИИ техника чтения в lклассе может не проверяться. при проверке техники чтения в начале года, показатель скорости чтения должен соответствовать показателю норм чтения прошлого года, б. Порядок проведения процедуры проверки техники чтения 6.1. Проверка сформированности техн}lки чтения у обучающихся проводится в течение одного дня. 6.2.в кабинете. где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться экзаменатора, и лругой - учитель, два учителя. один - на которого возлагаются обязанности не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли ассистента. 6.3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения мониторинга. 6.4. Экзаменатор предоставляет обучаюшемуся необходимьй материал на отдельном листе без пометок и подсчета количества слов. второй экземпляр текста находится у экзаменатора (именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются ошибки и недочеты в чтении учащегося). б.5. Обучающимся. участвующим в проверке, не рiLзрешается заранее читать текст, по которому булет проведена проверка. 6.6. Текст. предлагаемый для чтения. обучающийся читает полностью (до конча текста). Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты. 6.7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение ЛГsl, приложение Nч2). По истечении 1 минуты с начаJIа чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, начтении которого истекло контрольное время (1 минута). 6.8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие. сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации. 6.9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, И заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся. 7. Рекомендации по оцениванию техники чтения l 8. Работа учителя На основании приложений Jrlb 1 и Nч2 учитель анализирует результативность техники чтения класса в целом, вьUIвляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознаннОгО ЧТеНИЯl формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателеЙ техники чтения. Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение Jllb3 (выводы о том. произошло ли повышение/понижение сравнению 0/о качества и с предыдущей проверкой И какие предшествовали). выполнения данной работы по объективные причины этому %о Приложение Проверка техники чтения 20... - 20... учебный год Класс Таблица результатов лъ п/п Фамилия' имя учащегося Способ чтения: слоговое, целыми словами Правильность: повтор, искаiкение, орфоэпические ошибки темп чтения: слов в минYтY q.l Д ý+ сl - Фд =a F о фд + !,) оценка aЕ9 9 1 2 J 4 5 6 7 8 9 10 11 |2 13 l_+ 15 16 |7 l8 19 20 I 1 Критерии оценивания техники чтения Приложение 2 В ходе мониторинга техники чтения учащихся ведутся заN{еры по нескольким параметрам. отражённым в таблице результатов. которая заполняется сразу после каждого учашегося, читавшего текст. ПеречислиN{ данные параметры. Способ чтения (определяется во время чтения), Правильность чтения (опрелеляется во вреI\{я чтения). Темп чтения (опрелеляется по истечении l минуты чтения текста) осознанность чтения (опрелеляется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста). Выразительность чтения (определяется во время чтения). в iоде проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо поставить плIос (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося, ТемП чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту. это чтение без искажений. т.е. без ошибок. влияющих на правильность чтения смысЛ читаемогО. Многолетние набЛюдениЯ над станОвлениеМ навыка чтениЯ У детей позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению: - искажение звукобуквенного состава: - пропуски букв, слогов, слов и даже строчек; - перестаНовка единиц чтения (букв, слогов, слов), - вставка произвольных элементов в единицы чтения; - замена одних единиц чтения другими; - наличие повторов (слогов и слов); - нарушение норм литературного произношения: - орфоэпические ошибки (неправильное ударение). которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются; - ошибки, связанные с так называемым корфографическим чтением), когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. а также ошибки в произношении окончаний слов . оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка таблице их делается в соответствующей графе. если есть указанные в таблице ошибки, то в на],Iичие отмечается каким-либо знаком. под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоционшlьное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значитеJIьно содействует пониманию. осмыс.Iению текстового материала, Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса- сила .bno"u. тембр высказывания. ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки. перерывы речи). мелодика тона (повышение и понижение голоса). логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выр{Lзительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием- правильным произношением, при оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию произношения, логические Ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во внимание экзаменатором - не более двух неправильных уларений; - отдельные нарушения смыслоtsых пауз. темпа и четкости произношения слов при чтении : вслух; - осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; - неточности при формулировке основной мысли произведения; - нецелесообразнос,гь использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа, Осознание прочитанной информачии предполагает понимание большей части слов. употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутреннеЙ связи взаимообусловленности и, наконец. понимание общего смысла всего текста. ,Щля ОuенКИ понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание: - значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; - содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; - предмеТного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано); - основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному. Вывод экзаменатора о том. что для данного учащего характерно неосIчlысленное (механическое) чтение делается на основе анаJIиза ответов учащихся, если обнаруживается: - непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения; - неправильные ответы на вопросы по содержанию текста; - неумение выделить основную мысль прочитанного; - неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.