-,.
Рассмотрено на заседании педагогического
соВеТа
Протокол Ns
от
MB,DY
дн
1
к_З0_)_августа_202З
Мичуринское
года
Ю. Ахмолина
положение
о проверке техники чтени яв1
1.
классах
Общие положения
1.1. Положение о проверке техники чтения в 1-4 классах разработано в соответствии с
Федеральным Законом коб образовании в Российской Федерации), Уставом школы.
1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проВеДения
проверки техники чтения в 1-4 классах МБоУ соШ с. Мичуринское им. В.К. Арсеньева
, обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.
1.3 Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития
читательских навыков.
1,4 Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы.
2.
Щели и задачи
Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и
достоверной информачии о состоянии образования в школе для контроля уровня
сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в
овладении техникой чтения.
2.2, Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучаюrrlихся умений и
2,|.
навыков, связанньж с читательской деятельностью:
- темп чтения, при котором осознается текст;
- навык осознанного чтения в определенном темпе,
- чтение без ошибок.
2.3 Провеление проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля
три раза в год:
- в начале года (вводный контроль);
- в декабре (текущий контроль);
- в конце года (итоговый контроль).
3. Требования к уровню сформированности
Способ чтения
Правильность
-
навыка чтения
чтение целыми словами;
чтения чтение
незнакомого текста
с
соблюДениеМ норМ
литературного произношения,
Скорость чтения
-
устаноВка на нормrшьный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
4.
Классификация ошибок, влияющих на сниженIIе от]чtетки:
ошчбкtt
искажениЯ читаемыХ слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв,
слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз. нарушение темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
непонимание обrцего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова
и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного,
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Нес)очепlьt:
-
не более двух неправильных уларений;
отдельные нарушения смысловых пауз. темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время. немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточнzUI
выразительность при передаче характера персонажа.
5.нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-4 классах.
Класс
1
на начало года
l5 (20
не менее l0
25) слов в минуту
-
кл.
gа2 - менее 25слов
2 K.r.
наЗна4 на 5 -
менее25-З4слов
менее 35-45 слова
от 45 слов
gа2
менее 40 слов
наЗ- 40-54слова
на4 - 55-70 слов
на5- от70слов
на2 менее 65 слов
наЗ- 65-74слов
на4 - 75-90 слова
от 90 слов
на 5
-
3 кл.
-
,l кл.
на конец I полугодия
-
-
- менее 25 слов
на3- 25-З9слов
на2
на4 - 40-55 слова
- от 55 слов
на2 - менее 40 слов
наЗ- 45-59слов
на4 - 60-75 слов
на 5
-
от 75 слов
на2 - менее 70 слов
на3- 70-84 слова
на4- 85-100 слова
от 100 слов
на 5
на 5
-
на конец II полуголия
на2
-
на4
-
на3на2 -
на 5
на3-
менее 25слов
менее25-З5слов
менее З6-45 слова
от 45 слов
на2 -
на4
на 5
на3на4 на 5
-
менее 40 слов
40-54слова
55-70слов
от 70 слов
менее 60 слов
60-74слов
75-90 слова
от 90 слов
-
на <<2>>
на <З>
на к4>
на <5> -
менее 90 слов
90-104 слов
l05-120 слов
|20 и более
1 класс: оценка не ставится. ученик (справился) или (не справиЛся). В I ПОЛУГОДИИ
техника чтения в lклассе может не проверяться.
при проверке техники чтения в начале года, показатель скорости чтения должен
соответствовать показателю норм чтения прошлого года,
б. Порядок проведения процедуры проверки
техники чтения
6.1. Проверка сформированности техн}lки чтения у обучающихся проводится в течение
одного дня.
6.2.в кабинете. где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться
экзаменатора, и лругой - учитель,
два учителя. один - на которого возлагаются обязанности
не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли
ассистента.
6.3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения
мониторинга.
6.4. Экзаменатор предоставляет обучаюшемуся необходимьй материал на отдельном листе
без пометок и подсчета количества слов. второй экземпляр текста находится у экзаменатора
(именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются
ошибки и недочеты в чтении учащегося).
б.5. Обучающимся. участвующим в проверке, не рiLзрешается заранее читать текст, по
которому булет проведена проверка.
6.6. Текст. предлагаемый для чтения. обучающийся читает полностью (до конча текста).
Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты.
6.7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся
разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие
пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение ЛГsl, приложение Nч2). По
истечении 1 минуты с начаJIа чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке
последнее слово, начтении которого истекло контрольное время (1 минута).
6.8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по
содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При
проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может
задавать наводящие вопросы или другие. сформулированные им вопросы, помогающие
выяснить степень освоения прочитанной информации.
6.9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор
производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, И
заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя
рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.
7. Рекомендации по оцениванию
техники чтения
l
8. Работа учителя
На основании приложений Jrlb 1 и Nч2 учитель анализирует результативность техники чтения
класса в целом, вьUIвляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознаннОгО ЧТеНИЯl
формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателеЙ техники чтения.
Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение Jllb3 (выводы о том.
произошло ли повышение/понижение
сравнению
0/о
качества
и
с предыдущей проверкой И какие
предшествовали).
выполнения данной работы по
объективные причины этому
%о
Приложение
Проверка техники чтения
20... - 20... учебный год
Класс
Таблица результатов
лъ
п/п
Фамилия'
имя
учащегося
Способ
чтения:
слоговое,
целыми
словами
Правильность:
повтор,
искаiкение,
орфоэпические
ошибки
темп чтения:
слов в минYтY
q.l Д
ý+
сl
-
Фд
=a
F
о
фд
+
!,)
оценка
aЕ9
9
1
2
J
4
5
6
7
8
9
10
11
|2
13
l_+
15
16
|7
l8
19
20
I
1
Критерии оценивания техники чтения
Приложение 2
В ходе мониторинга техники чтения учащихся ведутся заN{еры по нескольким
параметрам. отражённым в таблице результатов. которая заполняется сразу после каждого
учашегося, читавшего текст. ПеречислиN{ данные параметры.
Способ чтения (определяется во время чтения),
Правильность чтения (опрелеляется во вреI\{я чтения).
Темп чтения (опрелеляется по истечении l минуты чтения текста)
осознанность чтения (опрелеляется в ходе беседы по содержанию прочитанного
текста).
Выразительность чтения (определяется во время чтения).
в iоде проверки техники чтения в таблице для записи результатов необходимо
поставить плIос (+) или другой знак, чтобы отметить способ чтения каждого учащегося,
ТемП чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту.
это чтение без искажений. т.е. без ошибок. влияющих на
правильность чтения
смысЛ читаемогО. Многолетние набЛюдениЯ над станОвлениеМ навыка чтениЯ У детей
позволяют выделить несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися
чтению:
- искажение звукобуквенного состава:
- пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
- перестаНовка единиц чтения (букв, слогов, слов),
- вставка произвольных элементов в единицы чтения;
- замена одних единиц чтения другими;
- наличие повторов (слогов и слов);
- нарушение норм литературного произношения:
- орфоэпические ошибки (неправильное ударение). которые связаны с незнанием норм
произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;
- ошибки, связанные с так называемым корфографическим чтением), когда единицы чтения
озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением. а также ошибки
в произношении окончаний слов .
оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов:
если у учащегося правильное чтение (без указанных в таблице ошибок), то пометка
таблице их
делается в соответствующей графе. если есть указанные в таблице ошибки, то в
на],Iичие отмечается каким-либо знаком.
под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоционшlьное
(в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значитеJIьно содействует
пониманию. осмыс.Iению текстового материала, Выразительное чтение предполагает
выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной
культурой речи. Этот минимум включает в себя следующие компоненты: тон голоса- сила
.bno"u. тембр высказывания. ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы
(остановки. перерывы речи). мелодика тона (повышение и понижение голоса). логические
и синтагматические ударения. Все средства интонации, выр{Lзительность речи и чтения
поддерживаются общей техникой речи - дикцией, дыханием- правильным произношением,
при оценке выразительности чтения обычно обращают внимание на интонацию
произношения, логические Ударения и паузы. Выделяются как недочеты и не берутся во
внимание экзаменатором
- не более двух неправильных уларений;
- отдельные нарушения смыслоtsых пауз. темпа и четкости произношения слов при чтении
:
вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразнос,гь использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа,
Осознание прочитанной информачии предполагает понимание большей части слов.
употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и
их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутреннеЙ связи
взаимообусловленности и, наконец. понимание общего смысла всего текста. ,Щля ОuенКИ
понимания прочитанного в ходе проверки техники чтения экзаменатором используются
ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:
- значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном
смысле;
- содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой
связи между предложениями;
- предмеТного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и
смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);
- основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего
отношения к прочитанному.
Вывод экзаменатора о том. что для данного учащего характерно неосIчlысленное
(механическое) чтение делается на основе анаJIиза ответов учащихся, если обнаруживается:
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного;
- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного
содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.