Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К. Арсеньева
Описание образовательной программы
Учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева осуществляется на основе
следующих образовательных программ
- образовательной программы Начального общего образования (1-4 классы);
-образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);
Образовательной программы среднего общего образования ( 10-11 классы).
Образовательная программа Учреждения разработана на основе:
• Конвенции о правах ребенка (принятой 20 ноября 1989 года);
• Конституции Российской Федерации;
• Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от
29.12.2012г., статьи 12,13);
• Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 6
октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции
Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1645);
• Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013г. № 1015)
Каждая программа имеет определенную стандартом структуру
Целевой раздел
Содержательный раздел
Организационный раздел
Цели и задачи реализации образовательной программы
Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева определяет содержание,
организацию образовательного процесса для удовлетворения образовательных
потребностей и потребностей духовного развития обучающихся
1. Подготовку школьников к обучению на следующей ступени образования;
2. Информатизацию и индивидуализацию обучения подростков;
3. Создание условий для развития мотивационных, когнитивных и
инструментальных ресурсов личности ребенка как основы его учебных компетентностей,
реализации личностного потенциала (интеллектуального, духовно-нравственного,
социального, творческого) на основе формирования у подростков способности к
осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной
траектории и профессионального самоопределения,
4. Формирование у обучающихся общей культуры, национальной духовно-нравственной культуры народов России, саморазвитие и самосовершенствование,
обеспечивающее формирование стойкой конкурентоспособности и, как следствие,
социальную успешность.
Целями реализации основной образовательной программы являются:
— обеспечение планируемых результатов (личностный, предметных,
метапредметных) по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений,
навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося
среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния
здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности,
уникальности, неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным
учреждением основной образовательной программы основного общего образования
предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Стандарта
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего
(полного) общего образования; через использование методов и форм УУД на предыдущей
ступени;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего
образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе
детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического
сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса,
основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития
личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной
образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых
детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их
профессиональных склонностей через систему дополнительного образования,
организацию общественно полезной деятельности, социальной практики, в т.ч. с
использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного
образования детей, средне-специальных и высших учебных заведений;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических
работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной
среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной
социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и
действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, ,
а так же через сотрудничество Детским Домом творчества Первомайского района,
Детской спортивной школой— сохранение и укрепление физического, психологического
и социального здоровья
Необходимость решения вышеназванных основных задач потребовала их
декомпозиции по основным субъектам образовательного процесса.
Педагогические задачи:
1. Организовать активную познавательную деятельность обучающихся на
основе системно-деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного подходов,
создать условия для самостоятельной (инициативной и ответственной) образовательной и
иных видов деятельности.
2. Обеспечить разнообразие форм организации внеурочной деятельности,
дополнительного образования школьников, в том числе совместных мероприятий с
родителями учащихся, развивать интересы школьников, создавать условия для
презентации личных достижений.
3. Организовать разнообразную деятельность, поддержку учебных (урочных и
внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их
проектов и социальной практики, способствующих реализации творческих замыслов,
формированию навыков критической оценки, самопознания.
4. Создавать условия в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности для
приобретения опыта обучающимися действовать в соответствии со своей жизненной
позицией, опыта организаторской и исполнительской деятельности, опыта
взаимодействия с другими людьми для достижения поставленных целей, умения
совершать выбор в различных ситуациях.
5. Способствовать развитию подростка умеющего вступать в сотворчество с
самим собой и окружающим миром (природой, социумом, культурой), предполагающее
успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также
сохранение и поддержку индивидуальности каждого.
6. Обеспечить многообразие форм и методов формирования установки на
здоровый образ жизни, эмоциональное благополучие подростков, ценности здоровья как
ресурса дальнейшей успешной жизни, отношение к своему здоровью как к национальному
достоянию.
7. Помочь подросткам овладеть грамотностью в различных ее проявлениях
(учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском,
технологическом).
8. Осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе
широкого использования единого информационного образовательного пространства
школы с целью самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном
процессе, открытом информационном обществе.
9. Обеспечить понимание ценности родной культуры, познавательную
мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка и толерантного отношения к
культурам других народов.
Образовательные задачи ученика:
1. Научиться решению учебных проблем и жизненно-практических задач,
самостоятельной постановке целей учебной деятельности и формулировке проблем, в том
числе проектных и исследовательских.
2. Научиться продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми,
критической оценке и анализу своих достижений.
3. Научиться продуктивно и осознанно работать с информацией, овладеть
ИКТ-компетентностями на основе широкого использования единого информационного
образовательного пространства школы с целью самореализации.
4. Научиться формулировать и отстаивать свою позицию при оценке
различных жизненных явлений, организовывать собственную деятельность и
деятельность других людей в соответствии с поставленными целями и задачами, выбирать
формы и виды деятельности в соответствии со своими интересами и склонностями,
согласовывать свои действия с действиями других людей.
5. Научиться ориентироваться в окружающем пространстве, освоить правила
безопасного поведения, в том числе умение действовать в чрезвычайных ситуациях.
6. Научиться здоровому образу жизни, сохранению и укреплению своего
здоровья, освоить правила личной гигиены.
7. Научиться оценке и реализации собственных замыслов, постановке и
реализации целей, знать и учитывать свои личные особенности, критически оценивать
результаты своего труда.
8. Научиться организации и проведению культурного семейного и
индивидуального досуга с учетом национальных традиций, на основе принципа
толерантности и системообразующего национального фактора.
Образовательные задачи родителей:
1. Расширять сферы самостоятельного принятия решения ребенком,
инициировать и поощрять самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций,
поощрять проявление образовательной самостоятельности, активности, инициативы и
ответственности, оказывать психологическую поддержку при решении проблемных,
конфликтных ситуаций, преодолении себя и воспитании силы воли.
2. предотвращении и решении конфликтных ситуаций, возникающих в
общении, формировать умение превращать результаты своей работы в продукт,
предназначенный для других, уважать выбор ребенка.
3. Обеспечить возможность использования различных источников
информации при осуществлении самостоятельной работы ребенка, помогать в
структурировании и осмыслении полученной информации.
4. Формировать у ребенка ответственное отношение к своей жизни и жизни
других людей, расширять умение ориентироваться в социальном пространстве, выполнять
общественные нормы и правила, помочь освоить правила безопасности, в т.ч. личной
психологической безопасности.
5. Прививать ребенку бытовые и социальные навыки, формирующие
представление о культуре быта, здорового образа жизни, заботы о собственном здоровье
и здоровье других людей.
6. Использовать различные формы организации семейного и индивидуального
досуга для развития различных сторон личности ребенка, поощрять интересы и
достижения ребенка в различных областях деятельности, обсуждать и планировать
совместно формы организации досуга. Организовывать культурный, семейный и
индивидуальный досуг, на основе принципа толерантности, с учетом
системообразующего национального фактора,
7. Обсуждать с ребенком жизненные планы и перспективы, помогать в
понимании себя, учить анализировать и критически оценивать свои поступки, прививать
ценность творческого и ответственного отношения к деятельности и ее результатам, к
собственной жизни.
8. Уважать личную позицию ребенка, формировать ответственность и умение
согласовывать свои позиции с позициями других людей, умение доводить начатое дело до
конца, преодолевать возникающие трудности, совершать выбор и нести ответственность
за сделанный выбор.
.Принципы и подходы к формированию образовательной программы
основного общего образования: Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева реализуется через
вариативное, личностно-ориентированное образование; создание партнерских отношений
между разными институтами социализации личности, в открытой, развивающейся
образовательной среде и строится на следующих принципах:
1. Принцип преемственности, обеспечивающий преемственность с ООП
начального общего образования и в связи с этим, прежде всего, опирается на базовые
образовательные результаты младшего школьного возраста: наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных
средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в
коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи; учебная самостоятельность (инициативные, ответственные учебные
действия), способность к поиску, построению, преобразованию, применению средств
решения учебных задач;
сформированность адекватной и автономной самооценки учебных
достижений;
освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение
средств, условий и результатов выполнения задания;
наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников
начальной школы в коллективно-распределенной деятельности с одноклассниками как
под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от
учителя (групповая работа);
желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких
именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить
недостающие знания и осваивать недостающие умения.
2. Принцип системно-деятельностного подхода - концептуальная основа
образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева,
предъявляющий к педагогам основной ступени обучения, следующие требования:
определить ведущим в построении содержания учебных дисциплин
задачный принцип обучения;
раскрывать базовые научные понятия в учебных предметах через цели,
способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые
задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих
средств и способов;
создавать условия для присвоения культурных предметных способов и
средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих
учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности;
формировать способность к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектировать и конструировать социальную среду развития обучающихся в
системе образования;
поддерживать активную учебно-познавательную деятельность
обучающихся;
соотносить полученный результат действия и намеченную цель,
обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников.
3. Принцип междисциплинарности
В содержании ООП МБОУ СОШ 42 принцип междисциплинарности реализуется
через междисциплинарные программы: «Формирование универсальных учебных
действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с
текстом». Организационными формами занятий являются урочные занятия, внеурочные
занятия, в т.ч. на базе иных учреждений.
4. Принципы формирования информационно-образовательной среды
Программа направлена на решение проблем:
• нового содержания;
• включенности в социокультурную среду города;
• формирования и развития универсальных учебных умений школьников;
• индивидуализации;
• интеграции содержательных линий различных предметов;
• новой фундаментализации.
5. Принцип социализации обучающихся
Опираясь на результаты, достигнутые на начальной ступени общего образования в
духовно-нравственном развитии обучающихся, педагогический коллектив МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева
на этапе интенсивного взросления учащихся, продолжает работу по расширению
деятельности, направленной на приобщение подростков к ценностям семьи и иных
значимых социокультурных групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в
контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности,
воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа. К моменту начала
реализации данной программы образовательное учреждение уже более десяти лет вело
целенаправленную работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному
развитию, воспитанию и социализации юных российских граждан XXI века. Достигнутые
результаты являются стартовой площадкой для осуществления ее следующего этапа.