Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К. Арсеньева
Описание образовательной программы
Учебно-воспитательный процесс в МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева осуществляется на основе следующих образовательных программ - образовательной программы Начального общего образования (1-4 классы); -образовательной программы основного общего образования (5-9 классы); Образовательной программы среднего общего образования ( 10-11 классы). Образовательная программа Учреждения разработана на основе: • Конвенции о правах ребенка (принятой 20 ноября 1989 года); • Конституции Российской Федерации; • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012г., статьи 12,13); • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 413 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в редакции Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014г. № 1645); • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013г. № 1015) Каждая программа имеет определенную стандартом структуру Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел Цели и задачи реализации образовательной программы Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева определяет содержание, организацию образовательного процесса для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития обучающихся 1. Подготовку школьников к обучению на следующей ступени образования; 2. Информатизацию и индивидуализацию обучения подростков; 3. Создание условий для развития мотивационных, когнитивных и инструментальных ресурсов личности ребенка как основы его учебных компетентностей, реализации личностного потенциала (интеллектуального, духовно-нравственного, социального, творческого) на основе формирования у подростков способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории и профессионального самоопределения, 4. Формирование у обучающихся общей культуры, национальной духовно-нравственной культуры народов России, саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающее формирование стойкой конкурентоспособности и, как следствие, социальную успешность. Целями реализации основной образовательной программы являются: — обеспечение планируемых результатов (личностный, предметных, метапредметных) по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; — становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости. Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: — обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Стандарта — обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; через использование методов и форм УУД на предыдущей ступени; — обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; — установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации; — обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; — взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; — выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности, социальной практики, в т.ч. с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей, средне-специальных и высших учебных заведений; — организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; — участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; — включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия; — социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, , а так же через сотрудничество Детским Домом творчества Первомайского района, Детской спортивной школой— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья Необходимость решения вышеназванных основных задач потребовала их декомпозиции по основным субъектам образовательного процесса. Педагогические задачи: 1. Организовать активную познавательную деятельность обучающихся на основе системно-деятельностного, проблемного, личностно-ориентированного подходов, создать условия для самостоятельной (инициативной и ответственной) образовательной и иных видов деятельности. 2. Обеспечить разнообразие форм организации внеурочной деятельности, дополнительного образования школьников, в том числе совместных мероприятий с родителями учащихся, развивать интересы школьников, создавать условия для презентации личных достижений. 3. Организовать разнообразную деятельность, поддержку учебных (урочных и внеурочных), внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики, способствующих реализации творческих замыслов, формированию навыков критической оценки, самопознания. 4. Создавать условия в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности для приобретения опыта обучающимися действовать в соответствии со своей жизненной позицией, опыта организаторской и исполнительской деятельности, опыта взаимодействия с другими людьми для достижения поставленных целей, умения совершать выбор в различных ситуациях. 5. Способствовать развитию подростка умеющего вступать в сотворчество с самим собой и окружающим миром (природой, социумом, культурой), предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого. 6. Обеспечить многообразие форм и методов формирования установки на здоровый образ жизни, эмоциональное благополучие подростков, ценности здоровья как ресурса дальнейшей успешной жизни, отношение к своему здоровью как к национальному достоянию. 7. Помочь подросткам овладеть грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом). 8. Осуществить индивидуализацию образовательного процесса на основе широкого использования единого информационного образовательного пространства школы с целью самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе, открытом информационном обществе. 9. Обеспечить понимание ценности родной культуры, познавательную мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка и толерантного отношения к культурам других народов. Образовательные задачи ученика: 1. Научиться решению учебных проблем и жизненно-практических задач, самостоятельной постановке целей учебной деятельности и формулировке проблем, в том числе проектных и исследовательских. 2. Научиться продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, критической оценке и анализу своих достижений. 3. Научиться продуктивно и осознанно работать с информацией, овладеть ИКТ-компетентностями на основе широкого использования единого информационного образовательного пространства школы с целью самореализации. 4. Научиться формулировать и отстаивать свою позицию при оценке различных жизненных явлений, организовывать собственную деятельность и деятельность других людей в соответствии с поставленными целями и задачами, выбирать формы и виды деятельности в соответствии со своими интересами и склонностями, согласовывать свои действия с действиями других людей. 5. Научиться ориентироваться в окружающем пространстве, освоить правила безопасного поведения, в том числе умение действовать в чрезвычайных ситуациях. 6. Научиться здоровому образу жизни, сохранению и укреплению своего здоровья, освоить правила личной гигиены. 7. Научиться оценке и реализации собственных замыслов, постановке и реализации целей, знать и учитывать свои личные особенности, критически оценивать результаты своего труда. 8. Научиться организации и проведению культурного семейного и индивидуального досуга с учетом национальных традиций, на основе принципа толерантности и системообразующего национального фактора. Образовательные задачи родителей: 1. Расширять сферы самостоятельного принятия решения ребенком, инициировать и поощрять самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций, поощрять проявление образовательной самостоятельности, активности, инициативы и ответственности, оказывать психологическую поддержку при решении проблемных, конфликтных ситуаций, преодолении себя и воспитании силы воли. 2. предотвращении и решении конфликтных ситуаций, возникающих в общении, формировать умение превращать результаты своей работы в продукт, предназначенный для других, уважать выбор ребенка. 3. Обеспечить возможность использования различных источников информации при осуществлении самостоятельной работы ребенка, помогать в структурировании и осмыслении полученной информации. 4. Формировать у ребенка ответственное отношение к своей жизни и жизни других людей, расширять умение ориентироваться в социальном пространстве, выполнять общественные нормы и правила, помочь освоить правила безопасности, в т.ч. личной психологической безопасности. 5. Прививать ребенку бытовые и социальные навыки, формирующие представление о культуре быта, здорового образа жизни, заботы о собственном здоровье и здоровье других людей. 6. Использовать различные формы организации семейного и индивидуального досуга для развития различных сторон личности ребенка, поощрять интересы и достижения ребенка в различных областях деятельности, обсуждать и планировать совместно формы организации досуга. Организовывать культурный, семейный и индивидуальный досуг, на основе принципа толерантности, с учетом системообразующего национального фактора, 7. Обсуждать с ребенком жизненные планы и перспективы, помогать в понимании себя, учить анализировать и критически оценивать свои поступки, прививать ценность творческого и ответственного отношения к деятельности и ее результатам, к собственной жизни. 8. Уважать личную позицию ребенка, формировать ответственность и умение согласовывать свои позиции с позициями других людей, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать возникающие трудности, совершать выбор и нести ответственность за сделанный выбор. .Принципы и подходы к формированию образовательной программы основного общего образования: Основная образовательная программа МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева реализуется через вариативное, личностно-ориентированное образование; создание партнерских отношений между разными институтами социализации личности, в открытой, развивающейся образовательной среде и строится на следующих принципах: 1. Принцип преемственности, обеспечивающий преемственность с ООП начального общего образования и в связи с этим, прежде всего, опирается на базовые образовательные результаты младшего школьного возраста: наличие у младшего школьника культурных предметных и универсальных средств и способов действий, позволяющих выпускнику начальной школы в коллективных формах, решать как учебные, так и внеучебные задачи; учебная самостоятельность (инициативные, ответственные учебные действия), способность к поиску, построению, преобразованию, применению средств решения учебных задач; сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений; освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания; наличие содержательного и бесконфликтного участия выпускников начальной школы в коллективно-распределенной деятельности с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной автономии от учителя (групповая работа); желание и умение учиться, как способности человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения. 2. Принцип системно-деятельностного подхода - концептуальная основа образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева, предъявляющий к педагогам основной ступени обучения, следующие требования: определить ведущим в построении содержания учебных дисциплин задачный принцип обучения; раскрывать базовые научные понятия в учебных предметах через цели, способы и средства человеческих действий, лежащих за этими понятиями, которые задаются в виде ситуаций, обеспечивающих самостоятельный поиск и открытие этих средств и способов; создавать условия для присвоения культурных предметных способов и средств действия за счет разнообразия организационных форм работы, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащения форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; формировать способность к саморазвитию и непрерывному образованию; проектировать и конструировать социальную среду развития обучающихся в системе образования; поддерживать активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; соотносить полученный результат действия и намеченную цель, обеспечивающих непрерывный мониторинг образования для всех его участников. 3. Принцип междисциплинарности В содержании ООП МБОУ СОШ 42 принцип междисциплинарности реализуется через междисциплинарные программы: «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебноисследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Организационными формами занятий являются урочные занятия, внеурочные занятия, в т.ч. на базе иных учреждений. 4. Принципы формирования информационно-образовательной среды Программа направлена на решение проблем: • нового содержания; • включенности в социокультурную среду города; • формирования и развития универсальных учебных умений школьников; • индивидуализации; • интеграции содержательных линий различных предметов; • новой фундаментализации. 5. Принцип социализации обучающихся Опираясь на результаты, достигнутые на начальной ступени общего образования в духовно-нравственном развитии обучающихся, педагогический коллектив МБОУ СОШ с. Мичуринское имени В.К.Арсеньева на этапе интенсивного взросления учащихся, продолжает работу по расширению деятельности, направленной на приобщение подростков к ценностям семьи и иных значимых социокультурных групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа. К моменту начала реализации данной программы образовательное учреждение уже более десяти лет вело целенаправленную работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации юных российских граждан XXI века. Достигнутые результаты являются стартовой площадкой для осуществления ее следующего этапа.